муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Каменск-Уральский,
ул. Мичурина, 10, т/факс +7 (3439) 37-88-44
школа №15
  
Главная страница Сведения об образовательной организации Образовательные стандарты и требования
Образовательные стандарты и требования

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего  общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

 

 
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
 
  •  единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессиональногоивысшего профессионального образования.

 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

 Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 ФГОС НОО (ред. от 11.12.2020) (перейти)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г №286 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (скачать)
     
  • Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576 изменения ФГОС НОО ( скачать)
     
  • Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357  О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО (скачать)
     
  • Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО  (скачать)
     
  • Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373  Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта НОО  (скачать )
     
  • Приказ № 1598 от 19.12.2014 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (скачать)

 

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

 Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 ФГОС ООО (ред. от 11.12.2020) (перейти)
 
  •  (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г №287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)  (скачать)
     
  • Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г № 1577 изменения ФГОС ООО (скачать)
     
  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ООО (скачать)
     
  • Приказ Минобрнауки России № 1644 от 29.12.2014 О внесении изменений в ФГОС ООО (скачать)

 

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО)

 

 Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 ФГОС СОО (ред. от 11.12.2020) (перейти)

  • Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта СОО (скачать)
     
  • Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г №1578 изменения ФГОС СОО (скачать)

 

Обновленные стандарты для школ.

           Министерство просвещения Российской Федерации утвердило обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ.
         Обновлённые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования (далее – ФГОС НОО И ООО) начнут действовать с 1 сентября 2022 год, по ним будут учиться ученики первых и пятых классов.

Для российских школ актуальны следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
  • ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
  • ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В новой редакции изменения коснулись только первых двух.
Первые ФГОС были введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?».

 

Основные изменения обновлённых ФГОС

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано. 

Вариативность.

Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. 
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик.
 

Появление нового понятия «функциональная грамотность»

           Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. Обновлённые ФГОС определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
             К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности. Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход коснется всех уровней школы.

 

Единство обучения и воспитания

Обновлённый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. 
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит. 
Например, патриотическое воспитание.​
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

 

При этом патриотизм понимается как:

  • интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
  • ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
 
Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.
Согласно обновлённым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.

ВЫВОДЫ:

  1. Обновленные ФГОС вступят в силу 1 сентября 2022 года.
  2. Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
  3. Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. 
  4. Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

 

 

 


 
 
сайт создан ТГ Дизайн вовремя