Средняя образовательная школа №15
Средняя образовательная школа №15

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15

г. Каменск-Уральский,

ул. Мичурина, 10,

тел/факс: +7 (3439) 37-88-44

school15_ku@mail.ru

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

С.В.Григорьев, педагог дополнительного образования школы №15

город Каменск-Уральский Свердловской области

«…ДОСТАВЛЯТЬ ОБРАЗОВАНИЕ»

ДОЛГИЙ ПУТЬ ПРОБ И ОШИБОК ПРОШЛО НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРАЛЕ. ОТ ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛ ДО НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, ОТ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ДО ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.  

Когда соприкасаешься с историей той области, где работаешь профессионально, ещё раз убеждаешься в правоте русской поговорки: «Новое - это хорошо забытое старое». Многое из того, что в области народного образования в то далёкое время было новшеством, сейчас прочно вошло в жизнь каждой школы. Запас прочности и опыта, созданный нашими предками, поистине неисчерпаем. Доказательством тому, как всегда, служит история.

Впервые вопрос о всеобщем обучении был поставлен в Камышловском уезде в 1895 году, когда по этому предмету управой внесён был доклад на земское собрание по предложению господина директора народного училища от 9 августа 1895 года.

На данный момент в уезде оказалось 29114 нигде не обучающихся детей.

Только в 1897 году вопрос о всеобщем обучении был разработан окончательно. Оказалось, что всего в уезде земству придется открыть 63 училища: 21 в многолюдных селениях и 42 в глухих деревнях.

В дореволюционный период Каменский завод входил в состав Камышловского уезда. В Каменскую волость, кроме завода, входила деревня Байнова. В отношении грамотности Каменская волость стояла на первом месте в уезде: в 1871 году было 650 человек, знающих грамотность.

А по всему уезду грамотных оказалось 2497 человек.

Такова была картина всеобщего обучения в Каменской волости Камышловском уезда.

15 октября 1701 года Каменский завод дал первую сплавку чугуна. Завод стал
нуждаться в технически грамотных мастерах. С этой целью начальник горных заводов Урала В.П.Татищев учредил в 1724 году Каменскую горнозаводскую школу, которая была отнесена к рангу словесных школ.

В 1735 году открывается по приказу Татищева вторая школа - арифметическая, которая просуществовала вплоть до ноября 1742 года.

В 1737 году в словесной школе обучалось 55 детей, в арифметической - 8 человек. В школу принимали только детей мастеров и работных людей. К тому же Татищев предписал священнослужителям Колчедана, деревни Камышевой, Багаряка и других поселений обучать детей «лучших мужиков на дому, дабы они грамоте разумели».

В одном из документов 1736 года упоминалось, что ученики школы, драгунские сыновья Ефим Закаменный и Иван Бортников, за успехи в учёбе были посланы продолжать образование в немецкой школе. Судя по документам той эпохи, в горнозаводской школе обучали не только детей, но и учеников мастеровых, в частности молотовых. Среди них значатся имена Степана Шерстобитова, Ивана Корелина и других.

В 1804 году школа была преобразована в начальную, а с 1848 года на некоторое время в горную. Через 24 года для неё было построено каменное здание, но через 15 лет отнято под приемную и отделы заводоуправления.

К середине XIX века стали появляться земские и церковно-приходские школы. Горнозаводская школа, таким образом, утратила своё главенствующее значение. За время своего существования она сыграла большую роль в образовании детей и в подготовке кадров для Каменского завода.

С 1896 года был поднят вопрос о всеобщем обучении Пермской губернии. Школьное бюро признало возможным при исчислении указанного расхода руководствоваться следующими нормами.

В каждой школе проектировались следующие предметы: парты по числу учащихся, классная доска - 5 руб., стол учителя - 2 руб., икона - 2 руб., портрет Государя - 2 руб., часы - 3 руб.50 коп., термометр - 50 коп., книжный шкаф - 14 руб., сосуд для питья с умывальником - 3 руб.

На наглядные пособия предлагалось 15 руб. На учительскую библиотеку - 5 руб., ученическую - 25 руб. На учебники - по 1 руб. 50 коп. на одного ученика.

Почти все учебники, по которым учились каменские ребята, издавались в Санкт - Петербурге.

К 1900 году в школах была организована и воспитательная работа. Состояла она в том, что дети пели, главным образом, духовные песнопения, а также посещали церковь. Во время детских праздников школьники пели песни и читали стихи патриотического содержания.

Известно, что в 1898 году при Каменской школе была организована бесплатная столовая. Для неё Попечителем С.- Петербургского Учебного Округа было выслано 700 рублей.

Самым массовым отрядом интеллигенции на Урале были учителя. В них нуждалось народное образование. Но своих учительских институтов на Урале до начала 20-го века не было.

Самым распространённым видом подготовки учителя была сдача экзамена на звание учителя. Экзаменующиеся должны были сдать экзамены в объёме начальной школы и провести два пробных урока по русскому языку и арифметике. По переписи населения 20-го марта 1880 года в уральских губерниях 23,7% народных учителей получило педагогическое образование, и 17,7% было знакомо с педагогическими приёмами. Причём в роли педагога народных школ предпочитали видеть женщин, а не мужчин. Свою политику губернская управа объясняла так: «Условия нашего быта таковы, что редкий знающий, способный и находящийся в нормальных условиях мужчина выберет карьеру учителя».

В 1882 году в Камышлове были организованы первые педагогические курсы, и длились они 3 дня. На их проведение было ассигновано 300 рублей. Состоялись месячные курсы и в 1882 году. С 1900 года впервые в уезде разрешено было проводить учительские порайонные съезды. После педагогических курсов 1882 года земство стало увеличивать жалование учителей: первый год-300 рублей, через три года полезной работы-360 рублей, а прослужившие более шести лет-420 рублей.

К началу 1900 года профессия народного учителя становится массовой.

В положении «О городских училищах ведомства Министерства народного просвещения» от 31 мая 1872 года говорилось:

«…доставлять правильное, элементарное, религиозно-нравственное и умственное образование, составляющее общее образование для всего дальнейшего учения, и вместе с тем сообщать, насколько возможны такие прикладные познания, которые соответствуют нуждам местного городского населения... Судя по количеству мастеровых людей на уральских заводах ,народное мастерство людей на уральских заводах, народное образование уезда и города с этой задачей справилось».

Обратная связь